:..], MynuqunzurrHoe 6rorNerHoe,4oIIrKoJIbHoe o6pa:onareJrbHoe yqpexAeH,e 4ercxuft caa Js l2eeV - / 2024; MF,4OY r/cNs 12 Jlorrena H.fl. y j\lb r'(n 2024 r. - q7: "*'?:' ;:.. I( aAa rrrr{p o Ba H H oft YTIEBHbIfr NJIAH o 6 p ar o n areJr b H o fi n p o rp a M M e A o ru r(oJr b H o ro o6paroe aHvfl Ars pe66Hrca (4-5 rrer) cpeAHefr rpyrrrrbr c Tq'|te.;rbrilrH Hap.vueHr{fl MH peqtr Ha 2024-2025 yqe6Hbrfi roa Содержание: Пояснительная записка к учебному плану…………………………………. 3 Учебный план для ребёнка средней группы (4-5 лет) с тяжёлыми нарушениями речи…...………………………………………… 6 Программно-методическое обеспечение …………………………………… 7 Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребёнка средней группы с тяжёлыми нарушениями речи на 2024 – 2025 учебный год. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для ребёнка средней группы (4-5 лет) с тяжёлыми нарушениями речи является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в средней группе детского сада с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения. Нормативной базой для составления данного учебного плана являются документы: - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155) - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. приказом МинПросвещения РФ № 1028 от 25 ноября 2022г.) - Приказ Минпросвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28). - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2023 года). - Заключение ПМПК; - Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования - Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 12 - Устав МБДОУ д/с № 12. Основными задачами учебного плана являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в МБДОУ ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В структуре учебного плана выделены две части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть реализует обязательную часть адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребёнка средней группы с тяжёлым нарушением речи. Вариативная часть (формируемая участниками образовательного процесса) учитывает условия МБДОУ, интересы и особенности развития воспитанника, запросы родителей. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга. Содержание образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребёнка в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации у ребёнка; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности ребёнка (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности ребёнка: двигательной, в том числе связанной с освоение ходьбы, упражнений, направленных на развитие положительных физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.). Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой МБДОУ и адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребёнка средней группы с тяжёлыми нарушениями речи и включает в себя следующие программы: -образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с № 12; - коррекционно-развивающую программу учителя-логопеда для ребёнка средней группы (4-5 лет) с тяжёлыми нарушениями речи с учётом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка. Содержание данных программ способствует целостному развитию ребенка с ТНР дошкольного возраста по основным направлениям. Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - конструкция гибкая, динамичная. Сохраняя общую продолжительность основных компонентов режима в течение дня, воспитатель вправе смещать их начало в зависимости от сложившихся в группе условий, поведения, самочувствия ребёнка с ТНР. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения ребёнка, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности ребёнка (вторник, среда). Для профилактики утомления непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с непосредственно образовательной деятельностью художественноэстетического, физического направления. Длительность занятий, проводимых с ребёнком - 20 минут Перерыв между занятиями не менее 10 минут. Учебный план МБДОУ д/с № 12 на 2024-2025 учебный год для ребёнка средней группы (4-5 лет) с тяжёлыми нарушениями речи Образовательная область 4−5 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование развитие целостной картины мира 1 4 36 2. Формирование 1 4 36 элементарных математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 1 4 36 Художественная Ежедневно в совместной деятельности литература СоциальноОсновы Интегрируются со всеми образовательными областями коммуникативное гражданственности и развитие патриотизма Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное эстетическое искусство: 0,5 2 18 развитие 1. Рисование 2. Лепка 0,5 2 18 3. Аппликация 0,5 2 18 4. Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 10 40 360 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ Реализуется интегративно через все образовательные по духовно-нравственному воспитанию области при проведении ОД, в совместной дошкольников «Добрый мир» деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в инвариантной 10 40 360 и вариативной частях Программно-методическое обеспечение: Направление Физическое развитие Образовательная область Физическое развитие Охрана здоровья Безопасность Методическое обеспечение 1. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст», М.: Владос, 1999 г. 2. Глызина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», М., Владос, 1999 г. 3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам Старший возраст», М., Владос, 1999 г. 4. Анисимова, Т.Т. Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников», Волгоград: Учитель, 2008 г. 5. Померанцева И.В., Вилкова Н.В. «Спортивно– развивающие занятия», Волгоград, «Учитель», 2007 г. 6. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников», Волгоград, «Учитель», 2008 г. 7. Маркевич В.В. «Игры на свежем воздухе», Москва, АСТ, 2005 г. 8. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», М., «Сфера», 2005 г. 9. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников, М., ВАКО, 2005 г. 1. Программа «разговор о правильном питании». Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. М. 2003 г. 2. Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012 г. 3. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Волгоград: Учитель, 2007 г. 4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 5. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М, 2005 г. 7. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. 2009 г. 1. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3−8 лет. М.: Просвещение, 2015 г. 2. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2007 г. 3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009 г. 4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить Направление Познавательно е развитие Социальнокоммуникатив Образовательная область Методическое обеспечение безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998 г. 5. Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-на-Дону, 2013 г. 6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М. 2005 г. Познавательное 1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2−8 развитие лет: мир природы и мир человека. Методическое (формирование пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015 г. целостной 2. Воспитание интереса и уважения к культурам картины мира/ разных стран у детей 5−8 лет. М.: Просвещение, 2015 познавательно г. исследовательск 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. ая и Гражданско-патриотическое воспитание продуктивная дошкольников в средней, старшей и (конструктивна подготовительной к школе группе. М. 2008 г. я) деятельность) 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999 г. 5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М. 1996 г. 6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Экспериментальный учебнометодический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г. 7. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5−7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 8. Мартынова Е.А. Организация опытноэкспериментальной деятельности детей 2−7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 9. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: познавательно− игровое занятие с детьми 2−7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013 г. Познавательное 1. Соловьева Е.В. «Математика и логика для развитие дошкольников» Методические рекомендации для (формирование воспитателей. М.: Просвещение, 2006 г. элементарных 2. Соловьева Е.В. Формирование математических математических представлений детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010 представлений) г. 3. Колесникова Е.В. «Математика для детей». М. 2012 г. 4.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. – М.ИД «Цветной мир», 2020 Социализация/ моральное 1. Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация детей 5-7 лет. М. 2012 г. Направление ное развитие Речевое развитие Художественн о-эстетическое развитие Образовательная область воспитание Методическое обеспечение 2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет, М.: Просвещение, 2010 г. 3. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду, М., 2009 г. 4. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989 г. 5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991 г. 6. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 г. 7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. Труд 1. Виноградова А.М., Гордина Г.Н., Козлова С.А. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987 г. 2.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. 2005 г. 3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: 2003 г. Лексическая, 1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском грамматическая саду. М. 1999 г. произносительн 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5лет М. ая сторона Просвещение 2012 г. речи/связная 3.Гербова В.В. Учусь говорить. Методические речь рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга" М. Просвещение 2000 г. 4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи у детей 2-7 лет. М. 1999 г. 5. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. С.-П., 2018 г. 6. Ушакова О.С. «Речевое развитие детей». Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021 Подготовка к 1.Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», обучению М., «Школа-Пресс», 1998 г. грамоте 2.Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 6-8 лет», М., «Просвещение», 2015г. Ознакомление с 1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим художественной дошкольника с литературой (конспект занятий). М. литературой 1999 г. 2. Жуковская Р.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1983 г. Направление Образовательная область Художественно е творчество Методическое обеспечение 3. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года», М., «АСТ», 1996 г. 4. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, М., «АСТ», 1996 г. 5. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет», М., «АСТ», 1996 г. 1. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М., «Просвещение», 2007 г. 2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. 2004 г. 3. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2004 г. 4. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников со скульптурой», М., «Педагогическое общество России», 2004 г. 5. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с архитектурой», М., «Педагогическое общество России»,2005 г. 6. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», М., «Педагогическое общество России», 2004 г. 7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М. 2009 г. 8. Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. М. 2009 г. 9. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, М. 2009 г. 10. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999г 11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2000 г. 12. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно-наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г. 13. Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве. Средний возраст» учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 14. Т.Н. Доронова Дошкольникам об искусстве. Старший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 15. Колдина Д.Н. Рисование с детьми дошкольного возраста. 16. Колдина Д.Н. Лепка с детьми дошкольного возраста. 17. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми дошкольного возраста. Направление Образовательная область Музыка Методическое обеспечение 18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021. 1. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста, М., Центр «Гармония», 2002 г. 2. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни» 1 ч, 2ч, М., Центр «Гармония», 2000 г. 3. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1 ч,2ч, М., Центр «Гармония», 2002 г. 4.. Нестеренко Т.Н, Тарасова К.В. «Гармония. Программа музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Музыкальное движение», М., Центр «Гармония», 2004 г. 5. Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Пение». М., Центр «Гармония», 2005 г. 6. Рубан, Т.Г., Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Слушание музыки», М., Центр «Гармония», 2004 г. 7. Тарасова К.В., Трубникова М.А. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Игра на музыкальных инструментах», М., Центр «Гармония», 2003 г. 8. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1ч.,2ч., М., Центр «Гармония», 2002 г. 9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», С. –П., «Ленинградский областной институт образования», 2000 г.