.:r,. Mysuquuanruoe 6rcAxerHoe AoruxonbHoe o6patonareJrbHoe yqpexAeHue Aercxuft caA }lb l2 dACCMOTPEHO,, tleTsroryuScxnft coser Np y' << /7 >> 0t6 qq-rsot 2024r. OY r/c }lb 12 Jloxresa H.fl. Nn ,i ,, a. -y'f,,o /-' YIIEFHbIfr TIJIAH K aAarrrrpoBaHHofi O6pa30BaTeJrbHofi rpofpaMMe, A0rrrnoJrbHofo o6paron aftIilfl AJrfl peO€sna (5-6 Jrer) craprefi rpyunu rcom6r.rHrrpoBanHofi HaIIpaBJreHHOCTrr c 3aAepr(noft ncuxuqecKoro pa3Burr.tq Ha 2024-2025 yue6nrrft roA Содержание: Пояснительная записка к учебному плану…………………………………. 3 Учебный план для ребёнка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития………………………………………… 6 Программно-методическое обеспечение …………………………………… 7 Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребёнка старшей группы с задержкой психического развития на 2024 – 2025 учебный год. Учебный план Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 12 к адаптированной образовательной программе дошкольного образования для ребёнка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в старшей группе детского сада с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка, учебно-методического, кадрового и материальнотехнического оснащения. Нормативной базой для составления данного учебного плана являются документы: - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28). - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28 июня 2014 года). - Заключение ПМПК; - Федеральная адаптированная образовательная программа - Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 12. - Устав МБДОУ д/с № 12. Основными задачами учебного плана являются: 1. Регулирование объема образовательной нагрузки. 2. Реализация федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в МБДОУ ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В структуре учебного плана выделены две части: инвариантная и вариативная. Инвариантная часть реализует обязательную часть адаптированной образовательной программы дошкольного образования для ребёнка старшей группы с задержкой психического здоровья. Вариативная часть (формируемая участниками образовательного процесса) учитывает условия МБДОУ, интересы и особенности развития воспитанника, запросы родителей. Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга. Содержание образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребёнка в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации у ребёнка; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое и др.). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности ребёнка (изобразительной, конструктивномодельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности ребёнка: двигательной, в том числе связанной с освоение ходьбы, упражнений, направленных на развитие положительных физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек и др.). Учебный план составлен в соответствии с образовательной программой МБДОУ и адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребёнка старшей группы с задержкой психического развития и включает в себя следующие программы: - федеральную адаптированную образовательную программу - коррекционно-развивающую программу учителя-логопеда для ребёнка старшей группы (5-6лет) с задержкой психического развития с учётом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка. - коррекционно-развивающую программу педагога-психолога для ребёнка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития с учётом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка; - коррекционно-развивающую программу учителя-дефектолога для ребёнка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития с учётом особенностей психофизического развития и возможностей ребёнка Содержание данных программ способствует целостному развитию ребенка с ЗПР дошкольного возраста по основным направлениям. Суточный режим и построенный на его основе распорядок дня - конструкция гибкая, динамичная. Сохраняя общую продолжительность основных компонентов режима в течение дня, воспитатель вправе смещать их начало в зависимости от сложившихся в группе условий, поведения, самочувствия ребёнка с задержкой психического развития. Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения ребёнка, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности ребёнка (вторник, среда). Для профилактики утомления непосредственно образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с непосредственно образовательной деятельностью художественноэстетического, физического направления. Длительность занятий, проводимых с ребёнком - 25 минут Перерыв между занятиями не менее 10 минут. Учебный план МБДОУ д/с № 12 на 2024-2025 учебный год для ребёнка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития Образовательная область 5 до 6 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование развитие целостной картины мира 1 4 36 3. Формирование 2 8 72 элементарных математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 2 8 72 2. Подготовка к обучению грамоте 1 4 36 Художественная Ежедневно в совместной деятельности литература СоциальноОсновы Интегрируется со всеми образовательными областями коммуникативное гражданственности и развитие патриотизма Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное эстетическое искусство: 0,5 2 18 развитие 1. Рисование 2. Лепка 0,5 2 18 3. Аппликация 0,5 2 18 4.Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 13 52 468 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ Реализуется интегративно через все образовательные по духовно-нравственному воспитанию области при проведении ОД, в совместной деятельности дошкольников «Добрый мир» педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в 13 52 468 инвариантной и вариативной частях Программно-методическое обеспечение: Направление Физическое развитие Образовательная область Физическое развитие Охрана здоровья Безопасность Методическое обеспечение 1. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст», М.: Владос, 1999 г. 2. Глызина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», М., Владос, 1999 г. 3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам Старший возраст», М., Владос, 1999 г. 4. Анисимова, Т.Т. Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников», Волгоград: Учитель, 2008 г. 5. Померанцева И.В., Вилкова Н.В. «Спортивно– развивающие занятия», Волгоград, «Учитель», 2007 г. 6. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников», Волгоград, «Учитель», 2008 г. 7. Маркевич В.В. «Игры на свежем воздухе», Москва, АСТ, 2005 г. 8. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», М., «Сфера», 2005 г. 9. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников, М., ВАКО, 2005 г. 1. Программа «разговор о правильном питании». Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. М. 2003 г. 2. Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012 г. 3. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Волгоград: Учитель, 2007 г. 4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 5. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М, 2005 г. 7. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. 2009 г. 1. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3−8 лет. М.: Просвещение, 2015 г. 2. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2007 г. 3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009 г. Направление Познавательно е развитие Социально- Образовательная область Методическое обеспечение 4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998 г. 5. Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-на-Дону, 2013 г. 6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М. 2005 г. Познавательное 1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2−8 развитие лет: мир природы и мир человека. Методическое (формирование пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015 г. целостной 2. Воспитание интереса и уважения к культурам картины мира/ разных стран у детей 5−8 лет. М.: Просвещение, 2015 познавательно г. исследовательск 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. ая и Гражданско-патриотическое воспитание продуктивная дошкольников в средней, старшей и (конструктивна подготовительной к школе группе. М. 2008 г. я) деятельность) 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999 г. 5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М. 1996 г. 6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Экспериментальный учебнометодический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г. 7. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5−7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 8. Мартынова Е.А. Организация опытноэкспериментальной деятельности детей 2−7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 9. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: познавательно− игровое занятие с детьми 2−7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013 г. Познавательное 1. Соловьева Е.В. «Математика и логика для развитие дошкольников» Методические рекомендации для (формирование воспитателей. М.: Просвещение, 2006 г. элементарных 2. Соловьева Е.В. Формирование математических математических представлений детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010 представлений) г. 3. Колесникова Е.В. «Математика для детей». М. 2012 г. 4.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. – М.ИД «Цветной мир», 2020 Социализация/ 1. Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация Направление коммуникатив ное развитие Образовательная область моральное воспитание Труд Речевое развитие Лексическая, грамматическая произносительн ая сторона речи/связная речь Методическое обеспечение детей 5-7 лет. М. 2012 г. 2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет, М.: Просвещение, 2010 г. 3. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду, М., 2009 г. 4. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989 г. 5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991 г. 6. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 г. 7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. 1. Виноградова А.М., Гордина Г.Н., Козлова С.А. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987 г. 2.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. 2005 г. 3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: 2003 г. 1. Гербова В.В. «Учусь говорить» Методические рекомендации для воспитателей. М.: Просвещение, 2002 г. 2. Гербова В.В. «Учусь говорить» Пособие для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение 2002 г. 3. Гербова В.В. «Учусь говорить» Пособие для детей среднего дошкольного возраста. М.: Просвещение 2002 г. 4. Гербова В.В. «Учусь говорить» Пособие для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение 2002 5. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. 1999 г. 6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5лет М. Просвещение 2012 г. 7.Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга" М. Просвещение 2000 г. 8. Гербова В.В. Занятия по развитию речи у детей 2-7 лет. М. 1999 г. 9. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. С.-П., Направление Образовательная область Методическое обеспечение 2018 г. 10. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от 2-х месяцев до 3х лет (проект) под редакцией И.А. Лыковой, Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, О.С. Ушаковой. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018г 11. Ушакова О.С. «Речевое развитие детей». Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021 Подготовка к обучению грамоте Художественн о-эстетическое развитие 1.Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», М., «Школа-Пресс», 1998 г. 2.Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 6-8 лет», М., «Просвещение», 2015г. Ознакомление с 1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим художественной дошкольника с литературой (конспект занятий). М. литературой 1999 г. 2. Жуковская Р.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1983 г. 3. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года», М., «АСТ», 1996 г. 4. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, М., «АСТ», 1996 г. 5. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет», М., «АСТ», 1996 г. Художественно 1. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и е творчество изобразительная деятельность детей», М., «Просвещение», 2007 г. 2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. 2004 г. 3. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2004 г. 4. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников со скульптурой», М., «Педагогическое общество России», 2004 г. 5. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с архитектурой», М., «Педагогическое общество России»,2005 г. 6. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», М., «Педагогическое Направление Образовательная область Музыка Методическое обеспечение общество России», 2004 г. 7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М. 2009 г. 8. Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. М. 2009 г. 9. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, М. 2009 г. 10. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999г 11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2000 г. 12. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно-наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г. 13. Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве. Средний возраст» учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 14. Т.Н. Доронова Дошкольникам об искусстве. Старший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 15. Колдина Д.Н. Рисование с детьми дошкольного возраста. 16. Колдина Д.Н. Лепка с детьми дошкольного возраста. 17. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми дошкольного возраста. 18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021. 1. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста, М., Центр «Гармония», 2002 г. 2. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни» 1 ч, 2ч, М., Центр «Гармония», 2000 г. 3. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1 ч,2ч, М., Центр «Гармония», 2002 г. 4.. Нестеренко Т.Н, Тарасова К.В. «Гармония. Программа музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Музыкальное движение», М., Центр «Гармония», 2004 г. 5. Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: Направление Образовательная область Методическое обеспечение «Пение». М., Центр «Гармония», 2005 г. 6. Рубан, Т.Г., Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Слушание музыки», М., Центр «Гармония», 2004 г. 7. Тарасова К.В., Трубникова М.А. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Игра на музыкальных инструментах», М., Центр «Гармония», 2003 г. 8. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1ч.,2ч., М., Центр «Гармония», 2002 г. 9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», С. –П., «Ленинградский областной институт образования», 2000 г.