My u ut4un aJt b H o e 6 n (PACCMOTPEHO) flegaroruuecxufi coser ]',lb ,,-l/ , a "'- e d o utrco n b H o e o 6p as o e a m eJt b H o e yup e ac d e a u e demcrcuit cad lYb I2 d ctc e mu o / i"[ ^,42" ]f 20fur. OY a/c Nsl2 Jloxresa H.lI. y Ns 3g,O WLr. ftqi:qls-'f-;t I/TIEEHbIMIITTAH MEAOI/ alcNb'tr'2' Ha 2024-2025 yue6Hufi roA СОДЕРЖАНИЕ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ...................................... 2 ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ...................................................................................... 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.............................................................................. 6 УЧЕБНЫЙ ПЛАН I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.............................................................................. 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН II МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ............................................................................ 8 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕЙ ГРУППЫ .................................................................................. 9 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТАРШЕЙ ГРУППЫ ...............................................................................10 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ..........................................11 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ..........................................................12 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ Учебный план МБДОУ д/с № 12 – это документ, регламентирующий учебно-познавательную деятельность детей в образовательной деятельности, позволяющий определить ее направление, установить виды и формы организации, оптимизировать их число. Четкая регламентация учебной деятельности позволяет высвободить максимально возможное время для организации игры как ведущего вида деятельности. Учебный план МБДОУ составлен в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.36-48-20 «Санитарно– эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28); СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2, приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Уставом МБДОУ д/с № 12; Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с №12. Учебный план МБДОУ разработан для групп реализующих образовательную программу дошкольного образования МБДОУ д/с № 12, составленную на основе ФОП ДО и ФГОС ДО. Список групп: I младшая группа (с 1,5до 2,5 лет), I младшая группа (с 2 до 3 лет), II младшая группа (с 3 до 4 лет), средняя группа (с 4 до 5 лет), старшая группа комбинированной направленности (с 5 до 6 лет), подготовительная к школе группа (с 6−7 лет) Содержание воспитательно-образовательного процесса представлено следующими направлениями развития: − социально-коммуникативное развитие; − познавательное развитие; − речевое развитие; − художественно-эстетическое развитие; − физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, 2 эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорнодвигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и 3 правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы МБДОУ и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). В соответствии с образовательной программой МБДОУ воспитатель может варьировать место образовательной деятельности в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов образовательной деятельности (далее ОД) в зависимости от поставленных целей, задач обучения и воспитания, эпидемиологической обстановки в регионе, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения. Начиная с первой младшей группы, согласно требованиям СанПиН, введен третий час физической культуры. В подготовительной к школе группе, в рамках реализации приоритетного направления МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, реализуется 1 занятие в неделю по данному направлению (в образовательном модуле «познавательное развитие»). Учебный план соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В первой младшей группе образовательная деятельность начинается с 01.10.2024, в связи с необходимостью прохождения адаптационного периода. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность 2024-2025 учебного года составила – 36 недель. I полугодие − 17 недель; II полугодие −19 недель. Учебный план определяет точное количество часов на освоение детьми каждого образовательного курса. На его основании разрабатывается рабочая программа и расписание образовательной деятельности для каждой возрастной группы, которые предусматривают изменения и корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и темпов усвоения программного материала в каждой конкретной возрастной группе, эпидемиологической обстановки в регионе. Это позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности воспитанников (переход на дистанционное образование). Для гарантированной реализации ФОП ДО и ФГОС ДО в четко определенные временные рамки, образовательная нагрузка рассчитывается на 9 месяцев. Для реализации более качественного подхода к выполнению ФГОС ДО к освоению образовательной программы, учебная нагрузка рассчитана в МБДОУ с учетом адаптационного периода, зимних каникул. Для детей первой младшей группы: 1 месяц – адаптационный период, 10 дней − зимние каникулы. Для детей среднего, старшего, подготовительного возраста: 10 дней − новогодние каникулы. 4 Реализация образовательной программы осуществляется со 2 сентября 2024 г. по 30 мая 2025 г. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ Возраст детей Длительность занятий Общее количество занятий в неделю Общее время в часах в неделю 1,5-2,5 2-3 3-4 4-5 5-6 6-8 10 мин 10 мин 15 мин. 20 мин. 25 мин. 30 мин. 9 10 10 10 13 15 1 час 30 мин 1 час 40 мин 2 часа 30 минут 3 часа 20 минут 5 часов 25 минут 7 часов 30 минут 5 Учебный план I младшей группы (1,5−2,5 лет) Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие 1,5 до 2,5 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) 1. Формирование целостной картины мира, расширение 1 4 32 кругозора 1. Речевое развитие 1 4 32 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности Социализация 1 4 32 Изобразительное искусство: 0,5 2 16 1. Рисование 2.Лепка 0,5 2 16 Музыка 1. Музыка 2 8 70 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 105 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 9 36 303 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) − 6 Учебный план I младшей группы (2−3 года) Образовательная область Познавательное развитие Речевое развитие Социальнокоммуникативное развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие 2 до 3 года В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) 1. Формирование целостной картины мира 1 4 36 2. Формирование элементарных 1 4 36 математических представлений 1. Речевое развитие 1 4 36 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности Социализация Интегрируются со всеми образовательными областями Изобразительное искусство: 1. Рисование 2. Лепка 3.Конструирование Музыка 1. Музыка 1. Физическое развитие 2. Охрана здоровья ИТОГО: 7 1 0,5 0,5 4 2 2 36 18 18 2 8 72 3 12 108 Интегрируются со всеми образовательными областями 10 40 360 Учебный план II младшей группы (3−4 года) Образовательная область 3 − 4 года В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование целостной развитие картины мира, расширение 1 4 36 кругозора 2. Формирование элементарных 1 4 36 математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 1 4 36 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности СоциальноОсновы гражданственности и Интегрируются со всеми образовательными областями коммуникативное патриотизма развитие Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное искусство: эстетическое развитие 1. Рисование 0,5 2 18 2. Лепка 0,5 2 18 3. Аппликация 0,5 2 18 4. Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 10 40 360 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ по Реализуется интегративно через все образовательные духовно-нравственному воспитанию дошкольников области при проведении ОД, в совместной «Добрый мир» деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в инвариантной и 10 40 360 вариативной частях 8 Учебный план средней группы (4−5 лет) Образовательная область 4−5 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование целостной развитие картины мира 1 4 36 2. Формирование 1 4 36 элементарных математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 1 4 36 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности СоциальноОсновы гражданственности и Интегрируются со всеми образовательными областями коммуникативное патриотизма развитие Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное искусство: эстетическое развитие 1. Рисование 0,5 2 18 2. Лепка 0,5 2 18 3. Аппликация 0,5 2 18 4. Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 10 40 360 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ по Реализуется интегративно через все образовательные духовно-нравственному воспитанию дошкольников области при проведении ОД, в совместной «Добрый мир» деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в инвариантной и 10 40 360 вариативной частях 9 Учебный план старшей группы (5−6 лет) Образовательная область 5 до 6 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование целостной развитие картины мира 1 4 36 3. Формирование 2 8 72 элементарных математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 2 8 72 2. Подготовка к обучению грамоте 1 4 36 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности СоциальноОсновы гражданственности и Интегрируется со всеми образовательными областями коммуникативное патриотизма развитие Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное искусство: эстетическое развитие 1. Рисование 0,5 2 18 2. Лепка 0,5 2 18 3. Аппликация 0,5 2 18 4.Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 13 52 468 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ по Реализуется интегративно через все образовательные духовно-нравственному воспитанию дошкольников области при проведении ОД, в совместной деятельности «Добрый мир» педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в инвариантной и 13 52 468 вариативной частях 10 Учебный план подготовительной к школе группы (6−7 лет) Образовательная область 6 до 7 лет В неделю В месяц В год Инвариантная (обязательная часть) Познавательное 1. Формирование целостной развитие картины мира 2 8 72 2. Формирование 2 8 72 элементарных математических представлений Речевое развитие 1. Речевое развитие 1 4 36 2. Подготовка к обучению грамоте 2 8 72 Художественная литература Ежедневно в совместной деятельности СоциальноОсновы гражданственности и Интегрируется со всеми образовательными областями коммуникативное патриотизма развитие Социализация Безопасность Труд ХудожественноИзобразительное искусство: эстетическое развитие 1. Рисование 1 4 36 2. Лепка 1 4 36 3. Аппликация 0,5 2 18 4. Конструирование 0,5 2 18 Музыка 1. Музыка 2 8 72 Физическое развитие 1. Физическое развитие 3 12 108 2. Охрана здоровья Интегрируются со всеми образовательными областями ИТОГО: 15 60 540 Вариативная часть (формируемая участниками образовательных отношений) Реализация приоритетного направления МБДОУ по Реализуется интегративно через все образовательные духовно-нравственному воспитанию дошкольников области при проведении ОД, в совместной деятельности «Добрый мир» педагога с детьми, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. Объем образовательной нагрузки в инвариантной и 15 60 540 вариативной частях 11 Программно-методическое обеспечение: Направление Физическое развитие Образовательная область Физическое развитие Охрана здоровья Безопасность Методическое обеспечение 1. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Младший возраст», М.: Владос, 1999 г. 2. Глызина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам. Средний возраст», М., Владос, 1999 г. 3. Глазырина Л.Д. «Физическая культура – дошкольникам Старший возраст», М., Владос, 1999 г. 4. Анисимова, Т.Т. Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки. Коррекция плоскостопия у дошкольников», Волгоград: Учитель, 2008 г. 5. Померанцева И.В., Вилкова Н.В. «Спортивно– развивающие занятия», Волгоград, «Учитель», 2007 г. 6. Подольская Е.И. «Необычные физкультурные занятия для дошкольников», Волгоград, «Учитель», 2008 г. 7. Маркевич В.В. «Игры на свежем воздухе», Москва, АСТ, 2005 г. 8. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», М., «Сфера», 2005 г. 9. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников, М., ВАКО, 2005 г. 1. Программа «разговор о правильном питании». Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. М. 2003 г. 2. Полтавцева Н.В, Стожарова М.Ю. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М.: ТЦ Сфера, 2012 г. 3. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Волгоград: Учитель, 2007 г. 4. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 5. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья: рабочая тетрадь для дошкольников. М. 2003 г. 6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М, 2005 г. 7. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, М. 2009 г. 1. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3−8 лет. М.: Просвещение, 2015 г. 2. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. Волгоград: Учитель, 2007 г. 3. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2009 г. 4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить 12 Направление Познавательно е развитие Социально- Образовательная область Методическое обеспечение безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1998 г. 5. Елжова Н.В. ПДД в детском саду. Развивающая среда и методика ознакомления детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-на-Дону, 2013 г. 6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. М. 2005 г. Познавательное 1. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2−8 развитие лет: мир природы и мир человека. Методическое (формирование пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2015 г. целостной 2. Воспитание интереса и уважения к культурам картины мира/ разных стран у детей 5−8 лет. М.: Просвещение, 2015 познавательно г. исследовательск 3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. ая и Гражданско-патриотическое воспитание продуктивная дошкольников в средней, старшей и (конструктивна подготовительной к школе группе. М. 2008 г. я) деятельность) 4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1999 г. 5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М. 1996 г. 6. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Экспериментальный учебнометодический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г. 7. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5−7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 8. Мартынова Е.А. Организация опытноэкспериментальной деятельности детей 2−7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012 г. 9. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: познавательно− игровое занятие с детьми 2−7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013 г. Познавательное 1. Соловьева Е.В. «Математика и логика для развитие дошкольников» Методические рекомендации для (формирование воспитателей. М.: Просвещение, 2006 г. элементарных 2. Соловьева Е.В. Формирование математических математических представлений детей 2-7 лет. М.: Просвещение, 2010 представлений) г. 3. Колесникова Е.В. «Математика для детей». М. 2012 г. 4.Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей третьего года жизни. Методическое пособие. – М.ИД «Цветной мир», 2020 Социализация/ 1. Севостьянова Е.О. Страна добра: социализация 13 Направление коммуникатив ное развитие Речевое развитие Художественн о-эстетическое развитие Образовательная область Методическое обеспечение моральное воспитание детей 5-7 лет. М. 2012 г. 2. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е. В. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет, М.: Просвещение, 2010 г. 3. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском саду, М., 2009 г. 4. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989 г. 5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991 г. 6. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 г. 7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. Труд 1. Виноградова А.М., Гордина Г.Н., Козлова С.А. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987 г. 2.Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. М. 2005 г. 3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. М.: 2003 г. Лексическая, 1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском грамматическая саду. М. 1999 г. произносительн 2. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5лет М. ая сторона Просвещение 2012 г. речи/связная 3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного речь возраста с русским народным творчеством. С.-П., 2018 г. 4. Ушакова О.С. «Речевое развитие детей». Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021 Подготовка к 1.Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», обучению М., «Школа-Пресс», 1998 г. грамоте 2.Т.И. Гризик. «Речевое развитие детей 6-8 лет», М., «Просвещение», 2015г. Ознакомление с 1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим художественной дошкольника с литературой (конспект занятий). М. литературой 1999 г. 2. Жуковская Р.И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, М., «Просвещение», 1983 г. 3. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года», М., «АСТ», 1996 г. 4. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет, М., «АСТ», 1996 г. 14 Направление Образовательная область Художественно е творчество Методическое обеспечение 5. Ильчук Н.П., Гербова В.В. Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет», М., «АСТ», 1996 г. 1. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М., «Просвещение», 2007 г. 2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. 2004 г. 3. Грибовская А.А. «Коллективное творчество дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2004 г. 4. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников со скульптурой», М., «Педагогическое общество России», 2004 г. 5. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с архитектурой», М., «Педагогическое общество России»,2005 г. 6. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», М., «Педагогическое общество России», 2004 г. 7. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М. 2009 г. 8. Лыкова И.А. Изодеятельность и детская литература. М. 2009 г. 9. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников, М. 2009 г. 10. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999г 11. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. М.: Просвещение, 2000 г. 12. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Младший возраст: учебно-наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г. 13. Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве. Средний возраст» учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 14. Т.Н. Доронова Дошкольникам об искусстве. Старший возраст: учебно–наглядное пособие, М.: Просвещение, 1999 г 15. Колдина Д.Н. Рисование с детьми дошкольного возраста. 16. Колдина Д.Н. Лепка с детьми дошкольного возраста. 17. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми дошкольного возраста. 18. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие. — М.: ИД «Цветной мир», 2021. 15 Направление Образовательная область Музыка Методическое обеспечение 1. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В. Гармония. Программа развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста, М., Центр «Гармония», 2002 г. 2. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни» 1 ч, 2ч, М., Центр «Гармония», 2000 г. 3. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1 ч,2ч, М., Центр «Гармония», 2002 г. 4.. Нестеренко Т.Н, Тарасова К.В. «Гармония. Программа музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Музыкальное движение», М., Центр «Гармония», 2004 г. 5. Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Пение». М., Центр «Гармония», 2005 г. 6. Рубан, Т.Г., Тарасова К.В. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Слушание музыки», М., Центр «Гармония», 2004 г. 7. Тарасова К.В., Трубникова М.А. «Гармония. Программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. Раздел: «Игра на музыкальных инструментах», М., Центр «Гармония», 2003 г. 8. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» 1ч.,2ч., М., Центр «Гармония», 2002 г. 9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», С. –П., «Ленинградский областной институт образования», 2000 г. 16